Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Каждый мусульманин должен давать милостыню». Один человек спросил: «Скажи мне, а если у него ничего не найдется» Он сказал: «Пусть потрудится своими руками, принесет пользу самому себе и даст садака».

Тот спросил: «О посланник Аллаха, а что, если он не сможет сделать этого?» Он сказал: «Тогда пусть поможет оказавшемуся в очень затруднительном положении». Человек спросил: «А если он не сможет?» Он сказал: «Тогда пусть побуждает к одобряемому (или: к благому) и воздерживается от совершения дурного, и это станет милостыней» (Бухари, Муслим).

Когда сподвижника Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) спросили: «А какая милостыня самая лучшая?» Он ответил: «Большая и лучшая», а затем зачитал аят из Корана (смысл): «Вы не достигните блага (полного воздаяния), пока не пожертвуете тем, что любите сами» (Али Имран, аят 92). Его опять спросили: «А у кого нет имущества (в большом количестве)?» Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Отдай то, что осталось лишним от необходимого (тебе и твоей семье) количества».

Опять спросили: «А если нет излишков в имуществе?» Он (да будет доволен им Аллах) ответил: «Поделись излишком пищи своей». Еще раз задали вопрос: «А если и этого нет?» На это великий сподвижник ответил: «Пусть поможет своей силой (т.е. что-то сделает)». Задали ещё один вопрос: «А если и этого не может сделать?» Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пусть убережёт себя от огня ада хотя бы половиной сухого финика». Его спросили: «А если и этого он не может?» Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Пусть тогда не вредит людям» (Абу Ллайс Ас-Самарканди в книге «Танбих»).

Наша религия милосердна, гибка и многогранна, и любой человек, даже не располагающий средствами, не может быть отделен от поклонения, которое хочет совершить. Мы привыкли считать, что саадака – это лишь деньги или какая-либо вещественная помощь.

Милостыня – это обязанность мусульманина, и если в человеке есть намерение и стремление помочь другому, то отсутствие денег не является препятствием, так как садака считаются множество других деяний. Садака, на которую совершенно не нужны деньги и на которую не требуется много сил являются:

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет ни одной человеческой души, для которой садака (милостыня) не является обязательной каждый день, в который восходит солнце».

(Люди) спросили: «О посланник Аллаха, откуда же нам взять садака, которую мы стали бы подавать?» (На это) он сказал: «Поистине, врат благ имеется множество: (это и) прославление Аллаха, и восхваление Его, и возвеличение слов: «Нет бога, кроме Аллаха», и побуждение к одобряемому, и удержание от порицаемого, и устранение с дороги того, что может принести людям вред, и объяснение сказанного глухому, и выведение на путь слепого, и указание тому, кто просит указаний, на то, в чем он нуждается, и (садака для тебя будет) ты пойдешь к опечаленному, который просит о помощи, и если ты поможешь своими руками слабому, и все это – садака от тебя тебе же».

  • Улыбка . «Улыбка в лицо твоего брата есть саадака».
  • Доброе слово . Наш Пророк (мир ему) сказал: «Доброе слово - это садака» [Бухари].
  • Идти в мечеть на намаз : «Каждый шаг по направлению к мечети - это тоже милостыня» [Бухари, Муслим].
  • Убрать препятствие с дороги : «Убрать с дороги то, что причиняет вред, колючки или кости, есть для тебя садака» [Бухари, Муслим].
  • Проявлять справедливость : «Справедливо рассудить двух людей - это милостыня» [Бухари, Муслим].
  • Помочь человеку с его грузом : «Помочь человеку поднять груз на верховое животное - это садака» [Бухари, Муслим].
  • Садака на свою семью : «О сын Адама, поистине, лучше тебе потратить излишнее, а удерживать это для тебя хуже(, ибо) за то, что необходимо тебе для жизни, порицаниям ты не подвергнешься. Начинай же (расходовать свои средства) с тех, кто находится у тебя на попечении» .
  • Помощь нуждающемуся : «Помогай нуждающимся и угнетенным» [Бухари, Муслим].
  • Отдаление от запретного : «Отстраняйтесь от запретного, так как это считается милостыней от вас» [Бухари, Муслим].
  • Посадить дерево : «Если мусульманин сажает дерево или сеет семена, а затем птица, человек или животное ест их плоды - это рассматривается как пожертвование на благотворительные цели (садака)».
  • Помочь заблудившемуся : «Указание тобой правильного пути человеку в заброшенной местности есть для тебя садака».
  • Накормить других . Один человек спросил Посланника Аллаха (мир ему): «Каково самое лучшее проявление ислама?» На что Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Кормление людей, а так же распространение приветствия тем кого знаешь и кого не знаешь» [Бухари, Муслим].
  • Потратить на другого человека любой ресурс (время, еда, знания). «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он - Наилучший из дарующих удел» (34:39).

В хадисе сказано: «Не найдётся среди вас такого, с кем Господь его не станет говорить без переводчика, а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, а потом он посмотрит вперёд и не увидит перед лицом своим ничего, кроме пламени (Ада). Так защитите же себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика, а если (человек) не найдёт и этого, то с помощью благого слова!»

Ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников . Когда же Он одарил их из своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением» (ат-Тауба, 9/75-76),

был ниспослан в отношении Саляба ибн Хатима аль-Ансари. Саляба день и ночь находился в мечети Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). То есть, за исключением времени, которое он проводил с семьей, все свое время он проводил в мечети Пророка (салаллаху алейхи ва саллям). И поэтому его прозвали «голубь мечети». От большого количество земных поклонов, его лоб стал похож на колени верблюда.

Спустя какое то время Саляба стал уходить из мечети, сразу же после того как Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) завершал утренний намаз, не дожидаясь тасбиха и дуа. Заметив это, Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) однажды сказал ему:

— О, Саляба! Что с тобой случилось, что ты, выходя из мечети (не дожидаясь тасбиха и дуа), стал совершать действия мунафиков.

— О, Посланник Аллаха! Я очень беден, беднее, чем ты думаешь. У нас всего одна рубашка. Я одеваю эту рубашку и совершаю намаз, а моя жена в это время ждет. Закончив намаз, я снимаю рубашку и отдаю ее своей жене. Затем она совершает намаз. О, Посланник Аллаха! Сделай дуа Аллаху, чтобы Он даровал мне богатство.

— О, Саляба! Горе тебе! Откажись от этого желания, ибо малое имущество, за которое ты способен благодарить, лучше, чем богатство, за которое ты не сможешь быть благодарным.

Спустя некоторое время Саляба вновь повторил свою просьбу. В этот раз Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему следующее: «Разве ты не хотел бы быть человеком похожим на меня? Клянусь Аллахом, в чьей длани моя душа, если бы я захотел, чтобы горы, превратившись в золото и серебро, шли следом за мной, это бы обязательно произошло. Однако я твердо знаю, мирская жизнь является уделом тех, кто лишен ахыра, и только умалишенный человек может обмануться мирской жизнью» .

Спустя еще некоторое время Саляба вновь пришел к Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и сказал: «О, Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, Который отправил тебя с истиной, что если ты сделаешь за меня дуа Аллаху, я буду раздавать имущество каждому, кто имеет на это право».

В ответ на настойчивые просьбы Салябы, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сделал следующее дуа: «О, Аллах! Дай Салябе богатство».

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) трижды повторил эти слова.

После дуа Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), Саляба купил одну овцу. Эта овца расплодилась. Дошло до того, что стаду Салябы стали тесны улицы Медины. Поэтому Саляба отвел стадо в одну долину. Из-за этого он перестал совершать все пять намазов джамаатом. Спустя еще немного времени овцы еще больше размножились и Саляба был вынужден перебраться в еще более отдаленное от Медины место. Теперь он не приходил в мечеть даже на джума-намаз.

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спрашивал у сподвижников:

— Где Саляба, я его не вижу?

— О, Посланник Аллаха! Его имущество увеличилось и теперь не помещается даже в одной долине. Он размещает его в нескольких долинах. Поэтому он был вынужден переехать в отдаленное место.

— Горе Салябе!

Спустя некоторое время был ниспослан аят, содержавший повеление о выплате закята:

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них» (ат-Тауба, 9/103).

После ниспослания аята о закяте, Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) назначил для сбора закята двух человек, одного из числа ансаров, а другого из племени Бану Сулейм. Кроме этого, он дал им с собой письмо, в котором были написаны аяты, говорившие об обязательности закята, а также разъяснения, касающиеся того, с каких видов имущества и в каком количестве следует получать закят.

Эти два человека отправились для сбора закята. Люди, узнав о ниспослании аятов предписывающих выплату закята, подготовили необходимое к выплате количество имущества и передали его сборщикам. Сборщики закята пришли и к Салябе, сказали ему о необходимости выплаты закята и показали письмо Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Саляба сказал им: «Это всего лишь джизья. Это не что иное, как брат джизьи. Вы идите, а я немного подумаю».

Аллах Всевышний в следующем аяте говорит о поведении таких, как Саляба: «Когда же Он одарил их из своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением» (ат-Тауба, 9/76)

«Стали скупиться» означает, что они не выплачивают закят, являющийся правом Аллаха. А «отвернулись» означает, что они отвернулись от повиновения Аллаху. В сущности, способность «отворачиваться» есть их отличительная особенность.

Сборщики закята вернулись к Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Не успели они ничего сказать, как Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) дважды произнес: «Горе Салябе».

В связи с этими событиями был ниспослан вышеуказанный аят. Как только этот аят был ниспослан, Умар (радыаллаху анх) сел на верховое животное и отправился к Салябе. Приехав к нему, он сказал: «О, Саляба! Горе тебе! Аллах Всевышний ниспослал по поводу тебя эти аяты» и прочитал ниспосланные аяты. Услышав это, Саляба тотчас собрал имущество для выплаты закята и отвез Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Аллах запретил мне брать твой закят».

Саляба стал посыпать голову землей. Однако делал он это не потому, что раскаялся в своем двуличии, а потому что стеснялся людей, которые станут говорить «Закят Салябы не был принят».

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Непринятие садака – это наказание за сказанные тобой слова «это не что иное, как брат джизьи». Я приказал тебе выплатить закят, а ты его не выплатил».

После смерти Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), Саляба принес закят Абу Бакру. Однако Абу Бакр (радыйаллаху анху) не принял его. Когда халифом стал Умар (радыйаллаху анху), Саляба принес закят ему. Умар также не принял его закят. А во времена правления Усмана (радыйаллаху анху) Саляба сгинул» (Рухуль-Байан 3/469).

Такой конец исходит от жадности, безграничной любви к мирскому,и отказа от подаяния. Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Есть три признака лицемерия — это обман при разговоре, невыполнение обещанного, предательство в доверенном» (Бухари, Тирмизи).

Однажды к Посланнику пришли некоторые сахабы и спросили:

— О Посланник Аллаха, после твоей смерти что будет лучшим для нас — быть на земле или под землей? Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) ответил:

Если ваши предводители будут из лучших, богатыми и щедрыми, дела вы будете решать путем советов, то жизнь на земле для вас лучше. Если же предводители будут из худших, богатые и скупые, а дела ваши — в руках женщин, то смерть для вас лучше (так как не будет возможности жить религией) (Тирмизи).

Аиша (радыАллаху анха) передает, что Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Щедрость – это дерево из Рая,ветви которого вытянуты в этот мир: кто ухватится за эти ветви,тот войдет в Рай. Скупость – это дерево в Аду, ветви которого вытянуты в этот мир: кто ухватится за эти ветви, тот войдет в Ад» (Байхаки, Шуабуль Иман).

В другом хадисе говорится:

«За себя и умерших старайтесь давать садака, пусть это будет хотя бы стакан воды. Если не можете, то читайте для них Коран, если не знаете Коран, то просите у Аллаха Его Милости и Прощения, так как Аллах обещает принять ваши молитвы» (Хаятуль-Кулюб филь- Мавида).

Как увеличивается садака

«Того, кто из халяльного заработка даст садака в размере финика, Всевышний Аллах возьмет правой рукой (наградит довольством и обилием) и увеличит его садака до размера горы» (Бухари).

В этом хадисе объясняется, что Аллах увеличивает садака не по количеству, а увеличивает баракат данного имущества, так как в суре Бакара говорится:

«Аллах уничтожает лихву (риба) и приумножает пожертвования (садака). Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников» (Бакара, 276).

По какой причине полагается такая большая награда за садака?

По сравнению с другими деяниями, самое сложное для человека – отдавать что-либо из имущества. Несомненно, это любимее всего для Аллаха, поэтому за него полагается и увеличенная награда. Так как Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Самое наилучшее деяние — которое дается с трудом »

Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом (Али Имран, 92).

Джабир (радыАллаху анху) передает однажды Посланник Аллаха во время хутба сказал:

«О, люди, пока не настигла вас смерть, совершайте покаяние; пока есть возможность, совершайте хорошие деяния. Вспоминайте больше Аллаха, тайно и явно давайте садака, вы будете близки к Аллаху, если будете таковыми, получите помощь Аллаха и найдете утерянное» (Ибн Маджа).

Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) говорит:

«Садака препятствует семидесяти бедам» (Табарани, аль-Муджамуль-Кабир)

Виды награды за садака

Саваб за садака делится на четыре вида:

1. Один к десяти.
2. Один к семидесяти.
3. Один к семисот.
4. Один к семи тысячам.

Один к десяти — это садака, данная бедным. Один к семидесяти – садака, данная нуждающимся родственникам. Один к семисот – садака, данная братьям и сестрам. Один к семитысячи, садака, данная тем, кто получает знания ради Аллаха. Это подтверждается в следующем аяте:

«Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе - по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах - Объемлющий, Знающий» (Бакара, 261).

Анас бин Малик (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха сказал:

«У кого есть имущество, пусть дает садака с имущества. Если нет его, пусть дает знания.Если нет знаний и имущества, а есть сила (физические возможности), пусть помогает силой».

Садака может ускорить скорость ветра

Также Анас бин Малик (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха сказал так:

«Когда Всевышний Аллах создал этот мир,то земля начала трястись, затем Всевышний установил горы, таким образом земля перестала трястись, чему ангелы очень удивились и спросили Всевышнего:

— О Аллах, есть ли что-либо сильнее гор?

— Да, железо.

— О Аллах есть ли еще то, что сильнее железа?

— Огонь!

— О Аллах, есть ли еще то, что сильнее огня?

— Вода!

— О Аллах есть ли еще то, что сильнее воды?

— Ветер!

— О Аллах есть ли еще то, что сильнее ветра?

— Да, садака, данная скрыто — что правоя рука не знает, что делает левая. Эта садака сильнее ветра» .

Как нужно давать садака?

Как и было сказано в хадисе, садака, данная скрыто, сильнее ветра. И в суре Бакара говорится

«Но если вы скрываете это и раздаете ее неимущим, то это еще лучше для вас» (271 аят).

В одной из предшествующих общин случился голод. Бедный человек пришел к дому богатого и попросил что-нибудь поесть. Дочь богатого сразу же угостила его свежеиспеченным хлебом. Когда вернулся отец, и узнал об этом, он велел отрезать правую руку дочери.

Но со временем положение этого человека стало ухудшаться, имущество как будто испарилось, он стал нищим и умер. Дочь после смерти отца стала бродить по улицам и просить на пропитание, а она была очень красивой. В один день она пришла к дверям щедрых людей. Хозяйка дома заметила, что девушка была очень скромной и красивой, пригласила к себе в дом, а затем предложила выйти замуж за своего сына, и она согласилась.

В ночь свадьбы они сели с мужем за ужин, и девушка вытянула левую руку. Супруг удивился:

— Я слышал, что бедные не знают правил приличия. Значит, ты ешь левой рукой. Ешь, пожалуйста, правой!

Но девушке пришлось снова вытянуть левую руку, и муж снова настоял на правой.

«О рабыня моя! Вытяни правую руку и ешь ею. Ты только ради довольства Моего подала кусочек хлеба, Я же возвращаю твою правую руку». Девушка высунула правую руку и стала есть. С помощью и силой Аллаха рука была в сохранности (Зубтадуль Ваизин).

Дурратуль-ваизин

Перевод с турецкого Аиша Хумейра

Есть два вида милостыни:

1. Обязательная – являющаяся столпом Ислама (закят) .

2. Желательная милостыня (садака) .

Мы в нашем материале затронем вторую, которая совершается по своему желанию и является сунной Пророка (мир ему и благословение). Милостыня – объединяет людей и разжигает любовь и милость в сердце каждого человека. Если бы люди оказывали милостыню всем нуждающимся, на земле вряд ли остались бы бедные.

Есть выражение – сытый голодного не разумеет . К сожалению, оно соответствует действительности. Но мы должны понять одно: уходя из этого мира, мы не заберём ничего, кроме своих деяний.

Милостыня – это удивительная вещь, которая сближает сердца, объединяет людей и укрепляет дружбу. Великий сподвижник Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщает: «Намаз – опора религии, джихад – вершина деяний, а садака– это что-то удивительное! а садака– это что-то удивительное! Когда его спросили о посте, он ответил: «Пост–это щит от огня ада ». Далее Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) спросили: «А какая милостыня самая лучшая? » Он ответил: «Большая и лучшая », а затем зачитал аят из Корана (смысл): «Вы не достигните блага(полного воздаяния), пока не пожертвуете тем, что любите сами » (Али Имран, аят 92). Его опять спросили: «А у кого нет имущества (в большом количестве)? Отдай то, что осталось лишним от необходимого (тебе и твоей семье) количества ». Опять спросили: «А если нет излишков в имуществе? » Он (да будет доволен им Аллах) ответил: «Поделись излишком пищи своей ». Еще раз задали вопрос: «А если и этого нет? » На это великий сподвижник ответил: «Пусть поможет своей силой (т.е. что- то сделает) » Задали ещё один вопрос: «А если и этого не может сделать? » Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пусть убережёт себя от огня ада хотя бы половиной сухого финика ». Его спросили: «А если и этого он не может? » Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Пусть тогда не вредит людям » (Абу Ллайс Ас-Самарканди в книге «Танбих»).

От Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Поистине Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: ”Когда восходит солнце, ниспосылаются два ангела. Слыша призывы: «О люди! Спешите к Господу вашему, ведь меньшее, но баракатное (благое) – лучше, чем большее – но не содержащее бараката », ангелы просят: «О Аллах, ускорь увеличение имущества отдающему милостыню, и ускорь порчу имущества – скупому » (Байхаки).

Передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах), от Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Щедрость – это дерево, корень которого в Раю, а ветви свисают в этом мире. Ухватившегося за них, они (корни) приведут в Рай. Жадность – это дерево, корень которого – в аду, а ветви свисают в этом мире, ухватившегося за них, они (корни) приведут в а Ад » (Байхаки).

Щедрый человек радует и притягивает сердца людей. И как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Скупой – далёк от Аллаха и далёк от Рая, от людей, и близок к Огню. Щедрый – близок к Аллаху и Раю, близок к людям и долёк от Огня » (Тирмизи). Человека, который помог в трудную минуту, никогда не забывают и молятся за него.

Так же милостыня лечит нас и наших близких. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Уберегайте ваше имущество закятом, лечите ваших больных милостыней и отворачивайте беды мольбой » (Абу Давуд, Табарани от Ибн Масуда). То есть, если кто-то болеет, то пусть ради Аллаха раздаёт милостыню.

Заххак, со слов Наззаля Ибн Субрата, сказал: «На вратах Рая написаны три строчки :

«Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – его посланник ».

«Община – грешна, а Господь –Прощающий ».

«Мы нашли наши деяния – и получили выгоду из совершенного, и остались в убытке – от упущенного ».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того кто дает милостыню и днем и ночью, Аллах сохранит от укуса змеи, от катастрофы и от внезапной смерти ».

Также говорят: «От того, кто отвергает пять вещей, Аллах отвергает столько же :

1. От отвергшего закят Аллах отвергает сохранность его имущества .

2. От отвергшего милостыню Аллах отвергает здоровье .

3. Землю, с которой не отдавалась десятая часть урожая (закят,) Аллах лишает благодати .

4. Отвергавшему мольбу Аллах не отвечает .

5. Пренебрегающему намазом Аллах отвергает слова свидетельства перед смертью .

Нередко люди, имеющие большие деньги, тратят их необдуманно, бывает что и на запретное. Однако могут отказать действительно нуждающемуся в помощи, а если и дадут, ещё и упрекают тем что помогли.

Они забывают, что человек, который, отдал милостыню ради Аллаха, всё равно, что отдал в долг, который вернётся ему в самое нужное для него время – в День суда. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине ангел взывает из врат небес: ”Давшему в долг сегодня – его (долг) вернут завтра! ” (ибн Хаббан). Каждый, давая милостыню, должен думать, что просто откладывает в свою копилку на День суда.

У некоторых богатых людей сложилось ошибочное мнение, что нуждающиеся – это изгои и недостойные люди, так как Аллах им не дал, а значит – унизил. Знали бы такие люди, как они ошибаются, потому что:

1. Всё принадлежит Аллаху. В Коране Он сказал: «Всё, что на небесах и земле, – принадлежит Аллаху » (Аль-Бакара). Значит, всё, что имеют богачи, – данное Аллахом.

2. Также в Коране Аллах сказал: «Аллах наделяет уделом кого пожелает, без учёта». Дающий– только Аллах, и никто не может преувеличить что-либо без ведома Аллаха.

3. Где гарантия, что сам не обеднеет? Если же обеднеет, вряд ли будет считать себя униженным.

Каждый должен понимать, что уйдёт из этого мира. Покидая этот бренный мир, человек, кроме своих дел, ничего отсюда не забирает. И зависимости от них, ему уготовят могилу его.

Да поможет нам Аллах, и не окажемся мы из числа скупых людей. Аминь!

Ислам - это одна из самых распространенных религий на земном шаре. Ученые считают, что через несколько десятилетий уже каждый второй будет считать себя мусульманином. Чем же обусловлена такая популярность ислама? На эту тему религиоведы могут рассуждать часами в долгих философских дискуссиях. Но простые люди, следующие в своей жизни текстам Корана, утверждают, что ислам предписывает заботиться обо всех правоверных во имя Аллаха. Особенное отношение в исламе к садака. Этот термин является довольно глубоким и емким, поэтому требует подробного разъяснения. Сегодня мы расскажем вам о видах садака в исламе, его назначении и правилах, касающихся его в Коране.

Что такое садака?

Термин «садака» в исламе встречается довольно часто. С его толкованием в первую очередь должны разобраться правоверные, которые пришли к Аллаху недавно. Обычно об этом им должны рассказать старейшины либо более мудрые члены семьи.

В узком понимании значения садака в исламе можно сказать, что которая дается нуждающимся на добровольной основе. Но в более широком смысле слова, в котором и нужно рассматривать садака, он обозначает абсолютно любое благодеяние, свершенное ради Аллаха. Считается, что каждый, кто подает такую милостыню, получает благословение Всевышнего и тем самым накапливает добрые дела в своей земной жизни. Примечательно, что часто садака имеет нематериальный характер, подобное отношение к подаянию было принято еще в древние времена. В настоящее время в большинстве случаев милостыня выражается именно в денежном эквиваленте.

Перевод слова с арабского языка

Интересно, что перевод слова «садака» с арабского полностью отражает смысл, который оно несет. В дословном переводе термин означает «искренность», ведь только искренние намерения правоверного, подающего милостыню, могут стать основанием для получения одобрения Аллаха.

Во многих старейших религиях мира существуют слова, однокоренные садака. Подобными терминами пользуются евреи и даже христиане. А в исламе существуют имена производные от данного слова.

Значение садака

Искренние и добровольные благодеяния имеют очень важное значение в исламе. Садака позволяет сгладить разницу между бедными и богатыми мусульманами, таким образом восстанавливается справедливость и формируются братские отношения между всеми социальными слоями правоверных.

Лучше всего подавать эту милостыню тайно, в таком виде она имеет большую ценность в глазах Аллаха. Тот, кто может одаривать другого и не кричать об этом на весь мир, получит благословение Всевышнего и его поддержку в делах. Но и открытый, прилюдный садака не возбраняется. Он может стать вдохновением для других людей, которые в будущем станут более щедрыми к неимущим, что очень важно для настоящего правоверного.

Закят и садака: отличия и сходство

Многие люди не видят разницы между этими двумя терминами и даже путают их, однако на самом деле, несмотря на то, что оба слова имеют отношение к подаяниям, они несут абсолютно разный смысл и значение.

Закят считается обязательной милостыней. Она должна подаваться каждым мусульманином и считается его священным долгом. Величина подаяния зависит от имущественного положения правоверного, отказаться от выплаты данной милостыни нельзя.

Садака, напротив, является добровольным подаянием, которое может выражаться в любых благих делах. Эта милостыня может восприниматься своеобразной ступенькой на пути духовного развития правоверного. Он должен дорасти до садака и совершать благодеяния с чистой душой и радостью в сердце. Причем величина подаяния ничем не регламентируется, она зависит только от намерений дающего.

Садака и ее виды в исламе

Мусульмане знают множество видов добровольной милостыни, которая будет ценной в глазах Аллаха. Сам Пророк Мухаммад выделял восемь видов благодеяний, которые могут сделать правоверные, не имеющие возможности раздавать садака в денежном эквиваленте:

  • чтение зикр;
  • порицание всех дурных поступков и взывание к возвращению на путь истинный;
  • очищение дорог от обломков и мусора, которые могут помешать передвижению других людей;
  • помощь в пути слепому;
  • посредничество в общении между глухонемым и остальными людьми;
  • помощь любому, кто взмолится о ней;
  • сопровождение человека, который не может идти по причине потери сил;
  • способствование общению людей, которым сложно это делать самостоятельно.

Как можно понять из этого списка, садака - это настоящий свод правил милосердного и доброго человека. Ведь заслужить благословение и одобрение Аллаха в первую очередь можно благими делами и уже потом деньгами.

На сегодняшний момент мусульмане считают хорошим садака согласно Корану, следующий список дел:

  • денежная помощь членам своей семьи;
  • финансовая поддержка родственников, несмотря на степень близости с ними;
  • помощь неимущим от здорового и опасающегося бедности человека;
  • милостыня от малоимущего мусульманина;
  • помощь другим людям в любых благих делах.

Примечательно, но Коран предписывает людям разумно раздавать садака. Они должны давать столько, сколько могут взять от своей семьи без вреда для их достатка. К тому же хозяин дома должен рассчитывать размер подаяния и на каждого из своих домашних, которые находятся на его попечении. Он обязан выплачивать садака и за них тоже.

Подаяние в месяц Рамадан

С древних времен фитр-садака считается обязательным для всех, кто обладает продуктовыми излишками. Ведь заключается милостыня именно в различных продуктах. На сегодняшний день - это мука, крупы, финики и так далее. Данное подаяние должно уйти именно тем, кто испытывает реальную нужду, поэтому многие мусульмане отдают фитр-садака специально избранным членам общины, занимающимся раздачей милостыни малоимущим правоверным. В принципе возможно подаяние и в денежном эквиваленте непосредственно в руки нуждающихся, данный вариант не самый популярный, но и его не запрещает ислам.

Какую молитву читать получившему садаку в священный месяц? На этот вопрос вам сможет ответить каждый мусульманин. Дело в том, что отдать милостыню в Рамадан необходимо до чтения праздничной Ид аль-фитр. Ведь даже нуждающиеся должны радоваться вместе со всеми и восхвалять Аллаха за его милость.

Какое садака считается в исламе самым лучшим?

На этот вопрос довольно сложно ответить, ведь многое зависит от того, кто подает милостыню и каково его финансовое положение. Интересно, что садака в адрес членов своей семьи и родственников всегда считается наиболее предпочтительной. То же можно сказать, когда деньги подает неимущий человек, у которого каждая сумма находится на учете.

Но более всего ценится садака, который не прерывается со смертью человека. Это может быть строительство мечети в отдаленной деревне, школы для детей, не имеющих возможности ездить в город и получать образование, приюта для сирот или, к примеру, посадка фруктовых деревьев, с которых все члены общины могут собирать урожай.

Также ценна передача знаний. Каждый мусульманин, обучающий мудрости других, может считать это вид деятельности - садака и быть уверенным в одобрении своего поступка Аллахом.

Несколько слов вместо заключения

Не стоит считать, что каждое подаяние должно выражаться в денежном эквиваленте. Если вы хотите очистить свою душу и каждый день отдавать садака во славу Всевышнего, то просто будьте милосердны, добры, заботливы ко всем окружающим и не забывайте начинать свой день с улыбки и благодарной молитвы.

Абу Масуд Укба бин Амр аль-Ансари (радыяллаху анху) рассказывал: «После ниспослания аятов о садака мы стали переносить на спинах грузы,чтобы отдать заработанное. Когда пришёл один человек и сделал крупное пожертвование, мунафики воскликнули: «Он делает это напоказ!»

Вскоре другой человек пожертвовал только горсть фиников, и они сказали: «Поистине, Аллах не нуждается в этом садака!». Затем Всевышний ниспослал аят: «[Мунафики] высмеивают тех, кто раздаёт милостыню сверх положенного, и тех, которые могут раздавать её лишь с трудом [по бедности]. Но насмеётся над ними Аллах, и будет уготовано им мучительное наказание!» (Сура «ат-Тауба», 9 / 79; Бухари, «Закят», 10; Mуслим, «Закят», 72).

Объяснение хадиса

Всевышний обращается к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям): « Бери [, Мухаммад], с их имущества взносы на пожертвования, чтобы ими смыть скверну их грехов и возвысить их достоинства [перед Аллахом]. Молись за них, ибо твои молитвы - успокоение для их [душ], ибо Аллах - слышащий, знающий» (Сура «ат-Тауба», 9 / 103)

После ниспослания аята Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) стал призывать раздавать . И состоятельные, и неимущие сахабы отозвались на повеление давать садака с такой же готовностью и воодушевлением, как и на призыв к любому другому богослужению. Те, кто не имел ничего, стали переносить грузы и раздавали заработанное. Мунафики встретили их рвение обидными комментариями, пытаясь свести на нет усердие .

Из других риваятов хадиса известно, что человеком, который пожертвовал много денег, был Абдуррахман бин Ауф (радыяллаху анху). Он раздал половину своего состояния - четыре тысячи дирхемов. Мунафики оценили его поступок как показуху (рия). Потом они стали смеяться и издеваться над Абу Акиль аль-Ансари, который принёс горсть фиников. Но это была половина его дневного заработка!

Мунафики попросту злились, что богатые и бедные сахабы отдавали половину имеющегося. Конечно, размер садака различался, но доля оставалась неизменной - ! Все жертвовали одинаково, но каждый согласно своим возможностям. Этот принцип проявлялся и в других примерах усердия сахабов на пути Аллаха. Мунафиков, которые надсмехались над их благородными устремлениями, заставил замолчать Всевышний Аллах.

Уроки хадиса

1. Не стоит недооценивать доброе дело, каким бы малым оно ни казалось.

2. Каждый из нас должен выполнять в меру собственных сил, не обращая внимания на «комментаторов».

3. Усердие на пути Аллаха (муджахада) - стремление всеми силами выполнять Его приказы.

4. Сахабы проявили максимум усердия в поклонении Всевышнему.

5. Нельзя приуменьшать значение садака, даже если размер подаяния невелик. Приучайте детей давать милостыню с юных лет.

6. Садака предупреждает конфликты между бедными и богатыми в обществе и служит защитой от ада в будущей жизни.


Close